119034,г. Москва,ул. Пречистенка,д.10

Тел. +7 (905) 537-88-76

E-mail info@ruspeace.ru , rosmir2012@mail.ru

Серова Н.А.

к.э.н., с.н.с. Института экономических проблем Кольского НЦ РАН

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

международная Конкурентоспособность стран БРИКС

 

Ключевые слова: страны БРИКС, индекс глобальной конкурентоспособности, рейтинг конкурентоспособности, развитие.

Keywords: BRICS, the index of global competitiveness, ranking of competitiveness, development.

 

В условиях ускорения процессов глобализации одной из ключевых задач правительств стран всего мира становится обеспечение конкурентоспособности государства, как главного показателя состояния экономики страны и перспектив ее развития. Можно выделить два основных международных исследования, дающих наиболее исчерпывающий анализ конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства: индекс глобальной конкурентоспособности (The Global Competitiveness Index) Всемирного экономического форума и рейтинг конкурентоспособности стран мира (The IMD World Competitiveness Yearbook) Международного института менеджмента.

Рассмотрим методологические особенности указанных рейтингов и проведем сравнительный анализ конкурентоспособности стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР).

Швейцарский международный институт менеджмента (IMD) одним из первых начал заниматься проблемами конкурентоспособности. С 1989 года им проводится аналитическое исследование «The World Competitiveness Yearbook» (рейтинг конкурентоспособности стран мира) в партнерстве с исследовательскими организациями во всем мире. В исследовании The World Competitiveness Yearbook на основе 1/3 экспертного мнения и 2/3 статистических данных международных организаций (ООН, ОЭСР, ВТО, Всемирный банк, Международный Валютный фонд и др.) оцениваются страны, активно проводящие социально-экономические реформы, направленные на повышение конкурентоспособности национальной экономики.

Конкурентоспособность страны определяется по четырем субиндексам, каждый из которых содержит пять подразделов, включающих более 300 критериев, имеющих равный вес:

- экономические показатели (84 критерия) - национальная экономика, международная торговля, иностранные инвестиции, занятость и безработица, цены.

- эффективность государственного управления (71 критерий) - бюджетно-налоговая политика, финансовая политика, институциональные условия, законодательство, социальная структура.

- эффективность бизнеса (71 критерий) - производительность и эффективность, рынок труда, финансы, практика управления, отношения и ценности.

- состояние инфраструктуры (116 критериев) - базовая инфраструктура, технологическая инфраструктура, научная инфраструктура, здравоохранение и окружающая среда, образование.

На протяжении последних пяти лет страны БРИКС ухудшали свои позиции в рейтинге IMD[1] (табл.1). Россия оказалась единственной страной, которая улучшила свои позиции, поднявшись с 51-го места в 2010 г. на 38-е в 2014 г. Однако из-за неблагоприятной геополитической обстановки на Украине и рыночной волатильности в 2015 г. Россия опустилась до 45-го места, в том числе и по всем субиндексам рейтинга IMD. На сегодняшний день среди стран БРИКС в рейтинге конкурентоспособности Россию опережают Китай (22-е место) и Индия (44-е место).

Таблица 1

Рейтинг конкурентоспособности стран БРИКС, место в рейтинге The IMD World Competitiveness Yearbook, 2011-2015 гг.

Страны

2011

2012

2013

2014

2015

Китай

19

23

21

23

22

Индия

32

35

40

44

44

Россия

49

48

42

38

45

ЮАР

52

50

53

52

53

Бразилия

44

46

51

54

56

 

Все страны БРИКС объединяет недостаточная эффективность государственного управления. Из-за санкций, закрывших доступ к зарубежным кредитам, Россия по этому субиндексу опустилась в 2015 г. на 7 позиций. По экономическим показателям безусловным лидером среди стран БРИКС является Китай (4-е место). За ним следует Индия, поднявшаяся в 2015 г. на 6 позиций (16-е место). Россия опустилась на 2 позиции (43-е место), в основном за счет ухудшения имиджа страны и снижения объемов иностранных инвестиций. По уровню эффективности бизнеса относительно высокие показатели демонстрируют Китай (27-е место) и Индия (33-е место). Остальные страны БРИКС существенно отстают. Низкие оценки России по этому субиндексу обусловлены высоким участием госкомпаний в экономике, таможенными барьерами и недоступностью кредитов.

Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума

Исследование The Global Competitiveness Index(индекс глобальной конкурентоспособности) Всемирного экономического форума (WEF) проводится с 2005 г. Исследование включает анализ более 250 основных показателей, представляющих как статистические данные, так и результаты опроса представителей бизнеса, политических кругов и государственного менеджмента (до 2/3 оценок показателей).

При расчете индекса выделяют три субиндекса, включающие 12 факторов конкурентоспособности:

- базовые требования - ключевые факторы для экономик, находящихся на стадии развития и движимых факторами производства: 1) институты; 2) инфраструктура; 3) макроэкономическая среда; 4) здоровье и начальное образование.

- факторы эффективности - ключевые факторы для стран, экономика которых зависит от эффективности: 5) высшее образование и подготовка; 6) эффективность рынка товаров и услуг; 7) эффективность рынков труда; 8) развитие финансового рынка; 9) уровень развития технологий; 10) размер рынка.

- инновационный фактор - ключевой фактор для экономик, движимых инновациями: 11) конкурентоспособность компаний; 12) инновационный потенциал.

Итоговый индекс рассчитывается как сумма субиндексов с учетом весов каждого из них, определяемых в зависимости от того, на какой стадии экономического развития находится каждое конкретное государство. Критериями распределения стран по стадиям развития является уровень ВВП на душу населения и структура экономики К первой стадии развития (развитие на основе факторов) относятся страны, если их ВВП на душу населения ниже 2 тыс. долл. или доля экспорта сырьевых ресурсов в общем экспорте составляет более 70%, т.е. страны с высокой зависимостью от минеральных ресурсов. Страны с уровнем ВВП на душу населения от 3 тыс. долл. до 9 тыс. долл.,  в экспорте которых не более 70% сырья, относятся ко второй стадии развития (эффективное развитие). Страны с более чем 17 тыс. долл. на душу населения и менее 70% сырья в экспорте относятся к третьей стадии (инновационное развитие). Кроме того, выделяются также две переходные стадии экономического развития.

Согласно данным Всемирного экономического форума среди стран БРИКС на первой стадии факторного развития находится только Индия, Китай и ЮАР находятся на второй стадии эффективного развития, а Россия и Бразилия находятся на переходной стадии от эффективного развития к инновационному.

В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2014 г. первое место среди стран БРИКС занимает Китай (28-е место в общем рейтинге) являющийся мировом лидером по инвестиционной привлекательности (табл. 2)[2]. Наряду с огромным внутренним рынком и высокими темпами роста к факторам инвестиционной привлекательности Китая относится также доступность дешевых и квалифицированных работников, способных создавать конкурентоспособную продукцию.

Благодаря росту инновационного потенциала и конкурентоспособности российских компаний, значительно улучшила свои позиции Россия, переместившись в рейтинге с последнего места среди стран БРИКС в 2009-2013 гг. на второе в 2014 г. (53-е место)[3].

Таблица 2

Рейтинг конкурентоспособности стран БРИКС, место в рейтинге The Global Competitiveness Index, 2006-2014 гг.

Страны

2010

2011

2012

2013

2014

Китай

27

26

29

29

28

Россия

63

66

67

64

53

ЮАР

54

50

53

53

56

Бразилия

58

53

56

56

57

Индия

51

56

60

60

71

 

Бразилия, располагающая передовыми сельскохозяйственными технологиями, развитыми транспортной инфраструктурой и рынком недвижимости, а также дешевой рабочей силой и отсутствием серьезных ограничений для деятельности иностранных инвесторов, переместилась с третьего в 2010-2013 гг. среди стран БРИКС на четвертое в 2014 г. (57-е место).

ЮАР уступает по привлекательности всем остальным странам БРИКС. Тем не менее, эта страна богата природными ресурсами, имеет относительно квалифицированную рабочую силу и является одним из наиболее крупных в Африке внутренних рынков[4]. Среди стран БРИКС на протяжении ряда лет ЮАР занимала в рейтинге второе место, однако в 2014 г., опустившись на 1 позицию, оказалась на третьем (56-е место).

Индия, притягательная для инвесторов благодаря крупному внутреннему рынку, доступности квалифицированной рабочей силы и занимавшая в последние годы наряду с Китаем лидирующие позиции, к 2014 г. оказалась на последнем месте (71-е место)

С учетом сложившихся тенденций можно прогнозировать, что на ближайшие несколько лет лидером среди стран БРИКС останется Китай. Положение России неоднозначно, т.к. доклад Всемирного экономического форума «The Global Competitiveness Report 2014–2015» был подготовлен до начала геополитического кризиса на Украине и введения экономических санкций, что может негативно сказаться на будущем рейтинге страны.

Сравнительный анализ основных факторов индекса глобальной конкурентоспособности показал, что по двум факторам индекса Россия занимает лидирующие места среди стран БРИКС - по состоянию инфраструктуры и уровню высшего образования и профессиональной подготовки (39-е места в общем рейтинге). Относительно благополучными показателями России также являются состояние макроэкономической среды и здравоохранения, эффективность рынок труда, уровень развития технологий и значительный объем внутреннего рынка.

Самые низкие показатели России среди стран БРИКС наблюдаются по качеству институтов (97-е место в общем рейтинге), развитию финансового рынка (110-е место), конкурентоспособности компаний (86-е место) и инновационному потенциалу (65-е место). Низкие позиции обусловлены высоким уровнем коррупции и бюрократии, структурой рынка, на котором доминирует небольшое число крупных компаний, неэффективной антимонопольной политикой, ограничениями в области торговли и иностранной собственности, а также недоступностью финансовых ресурсов, что значительно препятствует развитию бизнеса, являющегося одним из главных условий повышения конкурентоспособности страны[5].

В заключение статьи необходимо констатировать, что согласно рейтингам международных организаций конкурентоспособность стран БРИКС, несмотря на наличие у них важнейших факторов экономического роста привлекательных для многих инвесторов, в частности крупные внутренние рынки, квалифицированная и недорогая рабочая сила, богатство природных ресурсов и др., в последние годы снижается. Проведенный анализ свидетельствует, что условия ведения бизнеса в странах БРИКС, особенно для малых и средних предприятий, не являются особо благоприятными. Однако в кризисных условиях, когда необходима структурная перестройка национальной экономики, роль малого и среднего бизнеса будет возрастать. Следовательно, сильнее будут сказываться и барьеры в области условий ведения бизнеса[6].

Для повышения международной конкурентоспособности и улучшения делового климата в странах БРИКС необходимо осуществление институциональных преобразований и формирование моделей национальных экономик, основанных на инновациях и передовом управленческом опыте. В первую очередь необходимо осуществление комплекса мер, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы по защите инвесторов. Другими ключевыми направлениями должны стать развитие рынков товаров и услуг, антимонопольная политика, развитие финансового сектора, борьба с коррупцией. Только ускоренное развитие по всем направлениям может возможность дать странам БРИКС в полной мере использовать свой потенциал, включая сырьевые и трудовые ресурсы, размеры рынка, а также накопленный опыт и знания.



[1] IMD World Competitiveness 2015 Ranking // IMD Business School, 2015. - https://www.worldcompetitiveness.com/OnLine/App/Index.htm

[2] The Global Competitiveness Index 2014–2015 / World Economic Forum. - Geneva, 2015. - P. 10. - http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2014-2015/preface/

[3] Серова Н.А. Предпринимательский и инвестиционный климат России в международных рейтингах // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: Материалы VI международной научно-практической конференции (20 ноября 2014 г.) в 2-х частях – ч. 2. / Отв. ред. А.Н.Плотников. – Саратов: Издательство ЦПМ «Академия бизнеса», 2014. - С.79-80.

[4] Кандалинцев В.Г. Страны БРИКС в потоках прямых иностранных инвестиций // Восточная аналитика: ежегодник. – М., 2012. - С.85-95.

[5] Фирсова А.В. Проблемы и противоречия БРИКС // Модель МВФ: тезисы работ финалистов Международного конкурса научно-исследовательских проектов молодых ученых и студентов / Отв. за вып.: М.В.Фёдоров, Д.А.Карх, А.А.Мальцев. – Екатеринбург: Изд-во УралГЭУ, 2015. - С.20-22.

[6] Вергун А.Н. Страны БРИКС в международных инвестиционных процессах // Вестник МГИМО, 2013. - №2 (29). – С.127-134.