Сидоренко О.В.
д.э.н., доцент, заведующая кафедрой государственного, муниципального и антикризисного управления Хабаровской государственной академии экономики и права
ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ
Ключевые слова: региональная политика, территории опережающего социально-экономического развития, направления международного взаимодействия России и Китая.
На протяжении всего хозяйственного освоения Дальнего Востока России государство проводило селективную региональную политику, направленную на стимулирование его заселения и развития в нём производства, социальной и производственной инфраструктуры с целью создания равных условий функционирования социально-экономической системы Дальнего Востока по сравнению с другими регионами страны. Особое отношение государства к Дальнему Востоку России стало формироваться с момента осознания геостратегической важности восточных окраинных территорий.
Особенностью современного этапа селективной региональной политики Российской Федерации является создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на территории Дальнего Востока России, при этом процессы интенсивного сотрудничества со странами БРИКС дают основание для высокой оценки и признания целесообразности усиления вовлечения Дальнего Востока России в экономические процессы с этими странами.
Идея создания территорий с особым режимом хозяйственной деятельности в России не нова, так ранее создавались свободные экономические зоны (СЭЗ) и особые экономические зоны (ОЭЗ). СЭЗ в России создавались с начала 1990-х годов с целью создания новых рыночных механизмов свободного предпринимательства в приграничных регионах. Однако СЭЗ в России эффективно так и не заработали. Одной из основных причин их неэффективного функционирования было отсутствие соответствующего федерального законодательства.
В 2005 г. был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который определил следующие типы в Российской Федерации: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.
В 2014 году определены правовые основы государственной поддержки дальневосточных регионов в Федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».
ОЭЗ и ТОСЭРы нацелены на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса на территории регионов с помощью привлечения инвесторов, однако они имеют ряд существенных различий (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ механизмов функционирования ОЭЗ и ТОСЭР
Особые экономические зоны |
Территории опережающего социально экономического развития |
Цели создания |
|
развитие отдельных отраслей экономики |
развитие регионов имеющих статус «проблемных» |
Территория функционирования |
|
на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта или территорий нескольких субъектов Российской Федерации |
на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации |
Налоговые льготы для инвесторов |
|
налог на прибыль 15,5-16% налог на имущество 0% земельный налог 0% транспортный налог 0% страховые взносы 14% |
НДС 0% Налог на ввозимые для производственных нужд товары 0% Налог на имущество организаций 0% Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет 0% Налог на прибыль, зачисляемый в региональный 5% Страховые взносы 7,6% |
Период функционирования |
|
49 лет, срок не может быть продлён |
70 лет, срок может быть продлён |
Компактность территории ТОСЭР предполагает их большую эффективность функционирования. Низкая эффективность российских ОЭЗ определяется тем, что из-за значительных размеров территории (до одного субъекта РФ) выделяемых ресурсов на инфраструктуру и преференций резидентам оказывалось недостаточно для обеспечения желательного роста [2]. Также на территории ТОСЭР предполагаются более привлекательные для инвесторов преференции, чем в особых экономических зонах.
Для резидентов ТОСЭР Дальнего Востока России созданы также более благоприятные условия по сравнению с территориями, имеющими схожие условия ведения хозяйственной деятельности, расположенными на территории иностранных государств (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ привлекательности условий для инвесторов на территориях с льготными режимами хозяйствования
Условия для резидентов |
Единица измерения |
Китай |
Япония |
Корея |
РФ |
ТОСЭР ДВ России |
Налог на прибыль |
% от прибыли |
15 |
26,4 |
10 |
13,5 |
10 |
Налоги на заработную плату |
% от ФОТ |
26,7 |
25,6 |
8,8 |
14 |
7,7 |
Получение разрешений на строительство |
дней |
67 |
193 |
29 |
224 |
26 |
Подключение к системе электроснабжения |
дней |
41 |
105 |
28 |
254 |
28 |
В настоящее время на территории Дальнего Востока создано девять территорий опережающего социально-экономического развития: «Хабаровск», «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» и «Михайловская» в Приморском крае, «Камчатка» в Камчатском крае, «Белогорск» и «Приамурская» в Амурской области, «Беринговский» в Чукотском автономном округе» и «Кангалассы» в Республике Саха (Якутия). Функции по управлению ТОСЭРами переданы АО «Корпорация развития Дальнего Востока», 100 % акций которого принадлежит Правительству Российской Федерации.
Планируется привлечь на территорию Дальнего Востока и Байкальского региона более 2,8 трлн. рублей частных инвестиций, которые обеспечат к 2025 году создание более 53 тысяч рабочих мест, вклад в ВРП региона на уровне 656,5 млрд. руб. в год [2].
Российский Дальний Восток нуждается в притоке инвестиций, который невозможно обеспечить только за счёт отечественных источников. Необходимо отметить, что экспортно-ориентированная модель невозможна без привлечения прямых иностранных инвестиций. Российских производителей несырьевых товаров, как правило, никто не ждет на зарубежных рынках. Приход иностранных инвесторов с проектами глубокой переработки российских ресурсов откроет окно возможностей, в том числе и для российских инвесторов.
Созданные ТОСЭРы могут выступить стратегическим ресурсом взаимодействия России и стран БРИКС, так как они придают новый инвестиционный имидж Дальнему Востоку России. Благодаря экономико-географическому положению основным партнером России из стран БРИКС, выступает Китай. В сентябре 2015 года в Шэньяне состоялась презентация инвестиционных проектов Дальнего Востока, реализуемых в рамках ТОСЭР, что вызвало интерес китайских партнеров к новому механизму ТОСЭР и комплексным проектам в регионе.
Каждая из созданных ТОСЭР ориентирована на определенные отрасли специализации, в таблице 3 представлены возможные отраслевые направления сотрудничества России и Китая.
Таблица 3
Возможные направления отраслевого международного сотрудничества России и Китая в рамках ТОСЭР
Регионы Дальнего Востока России |
ТОСЭР |
Направленность отраслевого международного сотрудничества |
Хабаровский край |
«Хабаровск», «Комсомольск» |
Промышленная, транспортно-логистическая |
Приморский край |
«Надеждинская», «Михайловская» |
Пищевая и транспортно-логистическая |
Камчатский край |
«Камчатка» |
Туристическо-рекреационная |
Амурская область |
«Белогорск», «Приамурская» |
Промышленная, транспортно-логистическая |
Чукотский автономный округ |
«Беринговский» |
Горнодобывающая |
Республика Саха (Якутия) |
«Кангалассы» |
Промышленная |
Сотрудничество Дальневосточного федерального округа (ДФО) с Китаем занимает важное место в экономике макрорегиона, в 2014 году Китайская Народная Республика (КНР) занимала третье место по объему внешнеторгового оборота ДФО после Японии и Республики Корея (26,1%). Основными торговыми партнерами Китая среди субъектов ДФО в 2014 году во внешнеторговом обороте выступали Приморский край – 57,3%, Сахалинская область – 17,3% и Хабаровский край – 9,1% [2].
Однако следует понимать, что для иностранных инвесторов, в том числе и китайских, Дальний Восток интересен своим сырьевым сектором, что не является приоритетом развития Российской Федерации.
В этой связи, на федеральном уровне следует сформировать перечни инвестиционных проектов развития Дальнего Востока России в которых:
1) поощряется привлечение иностранного капитала;
2) ограничивается привлечение иностранного капитала;
3) запрещается использование иностранного капитала.
Данный подход к типологизации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала используется в КНР. Так к проектам, поощряющим иностранный капитал в Китае, относят:
- проекты по освоению новых аграрных технологий и комплексному развитию сельского хозяйства;
- проекты энергетики, транспорта и производства важных сырьевых материалов;
- высокотехнологичные проекты;
- проекты, позволяющие выявлять преимущества центральных и западных районов.
К проектам, ограничивающим присутствие иностранного капитала в КНР, относятся:
- проекты с отсталыми технологиями;
- проекты, неблагоприятные для экономии ресурсов и улучшения экологической среды;
- проекты, занимающиеся разведкой и добычей особых видов полезных ископаемых, добыча которых носит охранительный характер.
Запрещается использование иностранного капитала в проектах:
- создающих угрозу государственной безопасности;
- загрязняющих окружающую среду, разрушающие природные ресурсы или наносящие вред здоровью человека;
- занимающих большую площадь пахотных земель;
- создающих угрозу военным объектам и их эффективному использованию;
- применяющих специфические технологии и технику Китая для производства продукции.
Проводимая в Китае политика привлечения иностранного капитала позволила модернизировать национальную экономику за счёт внедрения современного оборудования и технологий, интегрировать в мировое хозяйство и повысить уровень жизни и занятости населения.
Представленные аргументы позволяют полагать, что использование положительного китайского опыта привлечения иностранного капитала в российских условиях позволят реализовать Российской Федерации стратегические приоритеты развития страны и создадут условия для организации несырьевых, высокотехнологичных производств на территории Дальнего Востока.
Список литературы
- Сидоренко О.В. Территории опережающего социально-экономического развития как инструмент селективной региональной политики // Сб. научных статей европейского мультидисциплинарного конгресса «Knowledge is power, power is Knowledge!» Vienna, Austria, 27 July 2015. - Prague, 2015. - P. 2.
Корпорация развития Дальнего Востока [сайт]. - http://www.erdc.ru