119034,г. Москва,ул. Пречистенка,д.10

Тел. +7 (905) 537-88-76

E-mail info@ruspeace.ru , rosmir2012@mail.ru

Сидоренко О.В.

д.э.н., доцент, заведующая кафедрой государственного, муниципального и антикризисного управления Хабаровской государственной академии экономики и права

 

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИИ И КИТАЯ

 

Ключевые слова: региональная политика, территории опережающего социально-экономического развития, направления международного взаимодействия России и Китая.

 

На протяжении всего хозяйственного освоения Дальнего Востока России государство проводило селективную региональную политику, направленную на стимулирование его заселения и развития в нём производства, социальной и производственной инфраструктуры с целью создания равных условий функционирования социально-экономической системы Дальнего Востока по сравнению с другими регионами страны. Особое отношение государства к Дальнему Востоку России стало формироваться с момента осознания геостратегической важности восточных окраинных территорий.

Особенностью современного этапа селективной региональной политики Российской Федерации является создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) на территории Дальнего Востока России, при этом процессы интенсивного сотрудничества со странами БРИКС дают основание для высокой оценки и признания целесообразности усиления вовлечения Дальнего Востока России в экономические процессы с этими странами.

Идея создания территорий с особым режимом хозяйственной деятельности в России не нова, так ранее создавались свободные экономические зоны (СЭЗ) и особые экономические зоны (ОЭЗ). СЭЗ в России создавались с начала 1990-х годов с целью создания новых рыночных механизмов свободного предпринимательства в приграничных регионах. Однако СЭЗ в России эффективно так и не заработали. Одной из основных причин их неэффективного функционирования было отсутствие соответствующего федерального законодательства.

В 2005 г. был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который определил следующие типы в Российской Федерации: промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, портовые.

В 2014 году определены правовые основы государственной поддержки дальневосточных регионов в Федеральном законе «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

ОЭЗ и ТОСЭРы нацелены на ускоренное развитие определенных отраслей бизнеса на территории регионов с помощью привлечения инвесторов, однако они имеют ряд существенных различий (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ механизмов функционирования ОЭЗ и ТОСЭР

Особые экономические зоны

Территории опережающего социально экономического развития

Цели создания

развитие отдельных отраслей экономики

развитие регионов имеющих статус «проблемных»

Территория функционирования

на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта или территорий нескольких субъектов Российской Федерации

на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Налоговые льготы для инвесторов

налог на прибыль 15,5-16%

налог на имущество 0%

земельный налог 0%

транспортный налог 0%

страховые взносы 14%

НДС 0%

Налог на ввозимые для производственных нужд товары 0%

Налог на имущество организаций 0%

Налог на прибыль, зачисляемый в федеральный бюджет 0%

Налог на прибыль, зачисляемый в региональный 5%

Страховые взносы 7,6%

Период функционирования

49 лет, срок не может быть продлён

70 лет, срок может быть продлён

 

Компактность территории ТОСЭР предполагает их большую эффективность функционирования. Низкая эффективность российских ОЭЗ определяется тем, что из-за значительных размеров территории (до одного субъекта РФ) выделяемых ресурсов на инфраструктуру и преференций резидентам оказывалось недостаточно для обеспечения желательного роста [2]. Также на территории ТОСЭР предполагаются более привлекательные для инвесторов преференции, чем в особых экономических зонах.

Для резидентов ТОСЭР Дальнего Востока России созданы также более благоприятные условия по сравнению с территориями, имеющими схожие условия ведения хозяйственной деятельности, расположенными на территории иностранных государств (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ привлекательности условий для инвесторов на территориях с льготными режимами хозяйствования

Условия для резидентов

Единица измерения

Китай

Япония

Корея

РФ

ТОСЭР ДВ России

Налог на прибыль

% от прибыли

15

26,4

10

13,5

10

Налоги на заработную плату

% от ФОТ

26,7

25,6

8,8

14

7,7

Получение разрешений на строительство

дней

67

193

29

224

26

Подключение к системе электроснабжения

дней

41

105

28

254

28

 

В настоящее время на территории Дальнего Востока создано девять территорий опережающего социально-экономического развития: «Хабаровск», «Комсомольск» в Хабаровском крае, «Надеждинская» и «Михайловская» в Приморском крае, «Камчатка» в Камчатском крае, «Белогорск» и «Приамурская» в Амурской области, «Беринговский» в Чукотском автономном округе» и «Кангалассы» в Республике Саха (Якутия). Функции по управлению ТОСЭРами переданы АО «Корпорация развития Дальнего Востока», 100 % акций которого принадлежит Правительству Российской Федерации.

Планируется привлечь на территорию Дальнего Востока и Байкальского региона более 2,8 трлн. рублей частных инвестиций, которые обеспечат к 2025 году создание более 53 тысяч рабочих мест, вклад в ВРП региона на уровне 656,5 млрд. руб. в год [2].

Российский Дальний Восток нуждается в притоке инвестиций, который невозможно обеспечить только за счёт отечественных источников. Необходимо отметить, что экспортно-ориентированная модель невозможна без привлечения прямых иностранных инвестиций. Российских производителей несырьевых товаров, как правило, никто не ждет на зарубежных рынках. Приход иностранных инвесторов с проектами глубокой переработки российских ресурсов откроет окно возможностей, в том числе и для российских инвесторов.

Созданные ТОСЭРы могут выступить стратегическим ресурсом взаимодействия России и стран БРИКС, так как они придают новый инвестиционный имидж Дальнему Востоку России. Благодаря экономико-географическому положению основным партнером России из стран БРИКС, выступает Китай. В сентябре 2015 года в Шэньяне состоялась презентация инвестиционных проектов Дальнего Востока, реализуемых в рамках ТОСЭР, что вызвало интерес китайских партнеров к новому механизму ТОСЭР и комплексным проектам в регионе.

Каждая из созданных ТОСЭР ориентирована на определенные отрасли специализации, в таблице 3 представлены возможные отраслевые направления сотрудничества России и Китая.

Таблица 3

Возможные направления отраслевого международного сотрудничества России и Китая в рамках ТОСЭР

Регионы Дальнего Востока России

ТОСЭР

Направленность отраслевого международного сотрудничества

Хабаровский край

«Хабаровск», «Комсомольск»

Промышленная, транспортно-логистическая

Приморский край

«Надеждинская», «Михайловская»

Пищевая и транспортно-логистическая

Камчатский край

«Камчатка»

Туристическо-рекреационная

Амурская область

«Белогорск»,

«Приамурская»

Промышленная, транспортно-логистическая

Чукотский автономный округ

«Беринговский»

Горнодобывающая

Республика Саха (Якутия)

«Кангалассы»

Промышленная

 

Сотрудничество Дальневосточного федерального округа (ДФО) с Китаем занимает важное место в экономике макрорегиона, в 2014 году Китайская Народная Республика (КНР) занимала третье место по объему внешнеторгового оборота ДФО после Японии и Республики Корея (26,1%). Основными торговыми партнерами Китая среди субъектов ДФО в 2014 году во внешнеторговом обороте выступали Приморский край – 57,3%, Сахалинская область – 17,3% и Хабаровский край – 9,1% [2].

Однако следует понимать, что для иностранных инвесторов, в том числе и китайских, Дальний Восток интересен своим сырьевым сектором, что не является приоритетом развития Российской Федерации.

В этой связи, на федеральном уровне следует сформировать перечни инвестиционных проектов развития Дальнего Востока России в которых:

1) поощряется привлечение иностранного капитала;

2) ограничивается привлечение иностранного капитала;

3) запрещается использование иностранного капитала.

Данный подход к типологизации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала используется в КНР. Так к проектам, поощряющим иностранный капитал в Китае, относят:

- проекты по освоению новых аграрных технологий и комплексному развитию сельского хозяйства;

- проекты энергетики, транспорта и производства важных сырьевых материалов;

- высокотехнологичные проекты;

- проекты, позволяющие выявлять преимущества центральных и западных районов.

К проектам, ограничивающим присутствие иностранного капитала в КНР, относятся:

- проекты с отсталыми технологиями;

- проекты, неблагоприятные для экономии ресурсов и улучшения экологической среды;

- проекты, занимающиеся разведкой и добычей особых видов полезных ископаемых, добыча которых носит охранительный характер.

Запрещается использование иностранного капитала в проектах:

- создающих угрозу государственной безопасности;

- загрязняющих окружающую среду, разрушающие природные ресурсы или наносящие вред здоровью человека;

- занимающих большую площадь пахотных земель;

- создающих угрозу военным объектам и их эффективному использованию;

- применяющих специфические технологии и технику Китая для производства продукции.

Проводимая в Китае политика привлечения иностранного капитала позволила модернизировать национальную экономику за счёт внедрения современного оборудования и технологий, интегрировать в мировое хозяйство и повысить уровень жизни и занятости населения.

Представленные аргументы позволяют полагать, что использование положительного китайского опыта привлечения иностранного капитала в российских условиях позволят реализовать Российской Федерации стратегические приоритеты развития страны и создадут условия для организации несырьевых, высокотехнологичных производств на территории Дальнего Востока.

 

Список литературы

  1. Сидоренко О.В. Территории опережающего социально-экономического развития как инструмент селективной региональной политики // Сб. научных статей европейского мультидисциплинарного конгресса «Knowledge is power, power is Knowledge!» Vienna, Austria, 27 July 2015. - Prague, 2015. - P. 2.

Корпорация развития Дальнего Востока [сайт]. - http://www.erdc.ru