119034,г. Москва,ул. Пречистенка,д.10

Тел. +7 (905) 537-88-76

E-mail info@ruspeace.ru , rosmir2012@mail.ru

Симагин Ю.А.

к.геогр.н., доцент Финансового университета, с.н.с. ИСЭПН РАН

 

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ И ВОЗМОЖНОСТИ МИГРАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СТРАНАМИ БРИКС

 

Ключевые слова: демографическое развитие, Дальний Восток, местное самоуправление, городские округа, муниципальные районы, естественный прирост, миграции, динамика численности населения, БРИКС.

Keywords: demographic development, the Far East, the system of local government, urban districts, municipal districts, fertility, mortality, migration, population dynamics, BRICS.

 

Страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) обладают огромным демографическим потенциалом, сосредотачивая в своих границах, по данным ООН на середину 2015 года, более 3,1 млрд. человек постоянного населения или 42,2% жителей Земли[1]. По темпам роста численности населения (+17,4% с начала XXI века) страны БРИКС мало отличаются от среднемировых показателей (+20,0%). При этом по тенденциям и составляющим демографического роста Россия значительно отличается от остальных стран БРИКС, что может являться существенным препятствием для социально-экономического развития нашей страны.

Так, в 2010-2014 гг. численность населения Российской Федерации росла, но в основном за счет миграционного притока (+1,6 промилле в среднем за год по данным ООН) при близком к нулевому естественном приросте населения. Тогда как в остальных странах БРИКС население растет в основном за счет естественного прироста (от 5,4 промилле в Китае до 13,0 промилле в Индии в среднем за год за период 2010-2014 гг.) при незначительном отрицательном или положительном сальдо миграций. В итоге по сравнению с 2000 годом население Индии увеличилось на 31,4%, ЮАР – на 21,4%, Бразилии – на 18,2%, Китая (с учетом Гонконга и Макао) – на 8,4%. Тогда как численность населения России за этот же период сократилась примерно на 2%, так как до 2011 года естественная убыль перекрывала миграционный приток.

На общероссийском фоне особенно негативными тенденциями динамики численности населения отличается Дальний Восток (Дальневосточный федеральный округ – ДВФО). Он является самым слабозаселенным макрорегионом страны – плотность населения составляет всего 1,0 человек на 1 км2, что в 8,5 раз меньше, чем в среднем по стране[2]. Нехватка населения и трудовых ресурсов является серьезным тормозом всего социально-экономического развития российского Дальнего Востока. При этом ускоренное развитие именно дальневосточного региона является одним из главных приоритетов социально-экономического развития нашей страны на ближайшую, среднесрочную и долгосрочную перспективу. Так, в обращении к Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года Президент Российской Федерации В.В. Путин сказал, что «подъем Сибири и Дальнего Востока – это наш национальный приоритет на весь XXI век»[3].

Естественно, что социально-экономическое развитие Дальнего Востока должно подкрепляться его демографическим развитием. В субъектах Российской Федерации, входящих в ДВФО, в полной мере осуществляются все мероприятия государственной демографической политики, направленные на увеличение рождаемости и снижение смертности населения. Во многих регионах Дальнего Востока приняты дополнительные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации также предполагает, что к 2026 году численность населения Дальнего Востока будет расти за счет переселенцев из других федеральных округов России и зарубежных государств[4].

Но к настоящему времени с точки зрения демографического развития Дальний Восток является одной из наиболее проблемных территорий России. Численность его населения на 1 января 2015 года составляет 6211,0 тыс. человек, что на 1,3% меньше, чем по данным последней всероссийской переписи населения, проводившейся в октябре 2010 года. В противоположность этой тенденции к сокращению жителей региона население всей страны за тот же период увеличилось на 0,8% (без учета присоединения Республики Крым и города Севастополя) Еще негативнее выглядит ситуация при сравнении современных данных и сведений за 1992 год – год максимальной численности населения России. За этот период численность жителей Российской Федерации сократилась на 3,2% (без учета Крыма и Севастополя), что явилось отражением острого демографического кризиса 1990-х – 2000-х гг.[5] Но население Дальнего Востока уменьшилось за этот же период на 22,7% или в 7 раз сильнее. Среди всех федеральных округов страны демографический кризис острее всего проявился именно на Дальнем Востоке. И положительные демографические тенденции последних лет, которые наблюдаются по России в целом (рост численности населения с 2011 года, естественный прирост в 2013-2014 гг.) на демографическую ситуацию дальневосточных регионов практически не повлияли. Во всех субъектах Российской Федерации, входящих в ДВФО, сокращение численности населения продолжалось и в последние годы.

Главной составляющей сокращения численности населения Дальнего Востока в последние десятилетия стала миграция населения преимущественно в центральные и южные регионы европейской части страны. Особенно сильно миграционный отток повлиял на численность населения самых северо-восточных регионов Дальнего Востока, отличающихся наиболее суровыми природно-климатическими условиями. Численность населения Чукотского автономного округа с 1992 года сократилась более чем в 3 раза, Магаданской области – более чем в 2 раза, Камчатского края – примерно на 1/3. Но в южных регионах Дальнего Востока, отличающихся сравнительно старой возрастной структурой населения (Приморский край, Амурская и Еврейская автономная области), значительный вклад в сокращение численности жителей внесла также естественная убыль населения. В сочетании с интенсивным миграционным оттоком это также вызвало существенное сокращение численности населения.

Положительные демографические тенденции последних лет затронули и регионы Дальнего Востока. Так, в 2014 году в большинстве (6 из 9) субъектов ДФО (Камчатском и Хабаровском краях, Магаданской и Сахалинской областях, Республике Саха (Якутия) и Чукотском автономном округе) наблюдался естественный прирост населения. Но общий прирост численности (с учетом сальдо миграций) это обеспечило только в Республике Саха (Якутия), и то всего на 2,2 промилле. Тогда как в Магаданской области в 2014 году население сократилось на 15,0 промилле, в Еврейской автономной области – на 11,9 промилле. При этом следует отметить, что значительные межрегиональные различия в показателях демографических и миграционных процессов, которые наблюдаются в нашей стране, не в полной мере раскрывают имеющуюся территориальную дифференциацию существующих проблем. Во многих случаях оказывается, что различия между муниципальными образованиями внутри одного региона более значительны, чем дифференциация между регионами – федеральными округами или субъектами Российской Федерации. И без анализа внутрирегиональных различий невозможно найти подходы к решению существующих проблем. Это в полной мере касается и демографического развития Дальнего Востока.

Провести анализ демографических и миграционных процессов на внутрирегиональном уровне (по городским округам и муниципальным районам) позволяет база данных «Муниципальная Россия», сформированная в Институте социально-экономических проблем народонаселения Российской академии наук[6]. Эта база основана на данных Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, которые, к сожалению, не являются абсолютно полными, но охватывают подавляющее большинство (98-99%) существующих в настоящее время муниципальных образований первого уровня (муниципальных районов и городских округов).

Всего в настоящее время в регионах ДВФО имеется 172 муниципалитета первого уровня – городских округов и муниципальных районов. И если на региональном уровне все территории в последние годы характеризовались сокращением численности населения (в основном за счет миграции, но некоторые также и за счет естественной убыли), то на муниципальном уровне ситуация является совсем не такой однозначной, как это показывают данные таблицы 1. При этом первые три строки таблицы характеризуют территории с ростом численности населения, а следующие три строки – с сокращением численности.

Таблица 1

Территории Дальнего Востока с разными составляющими динамики численности населения в 2010-2014 гг.

Составляющие динамики численности населения

Субъекты Российской Федерации

Городские округа и муниципальные районы

Количество

%

Количество

%

Сочетаются естественный и миграционный прирост

0

0

17

9,9

Естественный прирост перекрывает миграционный отток

 

0

 

0

 

15

 

8,7

Миграционный приток перекрывает естественную убыль

 

0

 

0

 

8

 

4,7

Миграционная убыль перекрывает естественный прирост

 

4

 

44,4

 

43

 

25,0

Естественная убыль перекрывает миграционный приток

 

0

 

0

 

0

 

0

Сочетаются естественная и миграционная убыль

5

55,6

89

51,7

Всего

9

100

172

100

Источник: База данных «Муниципальная Россия», авторы и правообладатели: Пациорковский В.В., Коленникова О.А., Симагин Ю.А. Номер государственной регистрации: RU 2014620760 от 27.05.2014 г.

 

Большинство дальневосточных муниципалитетов первого уровня (около ¾ из 172), как и все субъекты Российской Федерации, в последние годы характеризуется сокращением численности населения. Больше всего доля таких муниципалитетов в Чукотском автономном округе (6 из 7), Магаданской области (8 из 9) и Камчатском крае (11 из 13), то есть именно в тех регионах, которые характеризуются максимальными темпами сокращения численности населения по сравнению с 1992 годом, о чем говорилось выше. Но почти в ¼ дальневосточных муниципалитетов наблюдается рост численности населения. И самая высокая доля таких не только в наиболее благополучной в демографическом отношении Республике Саха (Якутия) – 13 из 36, но и в одной из самых кризисных на Дальнем Востоке Еврейской автономной области – 2 из 6. Какие же муниципалитеты отличаются увеличением численности населения, то есть являются «точками демографического роста» Дальнего Востока России?

Муниципальные образования Дальнего Востока с ростом численности населения можно разделить на 3 группы. Первая из них – самая значительная по численности населения – это административные центры субъектов Российской Федерации. Почти все они (кроме Магадана и Южно-Сахалинска) характеризуются ростом численности населения, в основном за счет миграции жителей из других муниципальных образований соответствующего региона. В городах Анадыре, Благовещенске, Петропавловске-Камчатском и Якутске наблюдается также естественный прирост населения за счет молодой возрастной структуры жителей, сложившейся из-за миграционного притока населения в предыдущие временные периоды. То есть имеется демографическое развитие, но за счет «собственных ресурсов», которые ограничены и ввиду малочисленности населения окружающих регионов в перспективе не смогут оказывать положительное влияние на демографическое развитие. В административных центрах регионов, граничащих с Китаем (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, Биробиджан, а также Уссурийск), большой вклад в миграционный прирост и увеличение численности населения вносят жители зарубежных государств, но это в основном не китайцы, а переселенцы из стран СНГ, для которых здесь имеются хорошие условия для вовлечения в приграничную торговлю с китайскими контрагентами[7]. Можно сказать, что в данном случае демографическое развитие соответствует потребностям экономики, так как население растет в тех пунктах, где фокусируются потоки товаров, услуг, денег и других ресурсов.

К этой же группе относятся и некоторые муниципалитеты, прилегающие к региональным административным центрам – Биробиджанский район в Еврейской автономной области, городской округ Артем в Приморском крае, Хабаровский район в Хабаровском крае и т.д. Ускоренное развитие пригородных территорий, в том числе демографическое, является закономерным этапом процессов урбанизации, который в наиболее развитых частях страны (окрестности Москвы и Санкт-Петербурга), начался еще в начале XX века, а к началу XXI века распространился практически на всю территорию России. Статистической фиксации этого этапа урбанизации (субурбанизация) способствует сформировавшаяся система муниципальных образований, которая не позволяет городам беспрепятственно расширять свои территории, поглощая пригородные зоны, как это было в советский период развития страны[8].

Вторая группа муниципалитетов с ростом численности населения – это городские округа и муниципальные районы, которые имеют особое значение для обеспечения безопасности и обороноспособности страны, поскольку занимают стратегическое приграничное положение или являются важными пунктами базирования Вооруженных Сил Российской Федерации. В данном случае демографическое развитие подкрепляется соответствующим финансированием из федеральных источников. В основном это закрытые административно-территориальные образования (Фокино и Большой Камень в Приморском крае, Вилючинск в Камчатском крае, Углегорск в Амурской области), к этой группе можно отнести также Анивский и Южно-Курильский городские округа в Сахалинской области. В этой группе население растет не только за счет миграций, что связано с перемещением воинских частей и обслуживающей их инфраструктуры, но и за счет естественного прироста, обусловленного молодой возрастной структурой жителей. Особенно быстро растет население городского округа Углегорск, в котором сооружается новый космодром «Восточный».

Третья группа – муниципальные районы, в которых численность населения увеличивается из-за высокого естественного прироста, который перекрывает миграционный отток. Практически все эти районы расположены в Республике Саха (Якутия) и в их населении преобладает коренное население (якуты, эвены), традиционно характеризующееся высокой рождаемостью – в некоторых районах в последние годы стабильно выше 20 промилле при среднероссийском показателе около 13 промилле. Интенсивный миграционный отток из этих районов, наблюдавшийся 10-20 лет назад, почти прекратился, так как уезжало в основном «пришлое» население, для которого в рыночных условиях проживание в суровых климатических условиях перестало быть привлекательным. Но в данном случае демографическое развитие (рост численности населения), явно не успевает за экономическим (в отличие от муниципалитетов предыдущих двух групп), что в перспективе вызовет рост таких проблем, как безработица, преступность, алкоголизм и др. Разработку специальных программ экономического развития для районов с преобладанием населения коренных национальностей можно считать одной из главных задач органов власти регионов Дальнего Востока.

При этом главной проблемой демографического развития Дальнего Востока остается депопуляция, которая, несмотря на положительные тенденции последних лет, характерна более чем для ¾ муниципальных образований первого уровня (городских округов и муниципальных районов) ДВФО. Причем в более чем ½ муниципалитетов наблюдается сочетание естественной убыли и миграционного оттока населения, что является самым негативным вариантом демографического развития территории. Больше всего таких муниципалитетов в Магаданской области – все 8 районов кроме городского округа города Магадана (в котором население сокращается за счет того, что миграционный отток превышает естественный прирост населения). Еще более быстрыми темпами, чем все население Дальнего Востока, сокращается численность трудовых ресурсов, так как уезжает из региона в основном население трудоспособного возраста.

В этих условиях одним из вариантов решения проблемы нехватки населения и трудовых ресурсов, могло бы быть привлечение на Дальний Восток в качестве временных работников жителей зарубежных государств, в том числе многонаселенных стран БРИКС, которые, согласно обобщенным статистическим данным, не испытывают депопуляции и недостатка трудоспособного населения. Трудовые миграционные связи способствовали бы усилению общей социально-экономической интеграции группы БРИКС. В первую очередь это может касаться Китая, граничащего с ДВФО.

Но анализ современной демографической ситуации в Китае показывает, что массовые миграции из этой страны на территорию российского Дальнего Востока маловероятны[9]. Суммарный коэффициент рождаемости в Китае в последние годы (1,55 в 2014 году по данным ООН) ниже соответствующего показателя как по России в целом (1,66), так и, тем более, в ДВФО – 1,814 в 2013 году[10]. Эти показатели говорят о том, что в ближайшие два десятилетия проблема возобновления трудовых ресурсов в Китае будет стоять более остро, чем в России, так как дети и молодежь по численности не будут замещать группы трудоспособного населения, достигающие пенсионного возраста.

Китайская провинция Хэйлунцзян, граничащая с российским Дальним Востоком, имеет показатели демографического развития значительно хуже среднекитайских. В 2010-2013 гг. (2013 – последний год, по которому имеются общедоступные данные Национального бюро статистики Китая) в этой провинции население выросло всего на 200 тыс. человек (0,05%), тогда как по КНР в целом – примерно на 20 млн. человек (1,5%). Естественный прирост в провинции – один из самых низких в Китае и уже в ближайшие годы может стать отрицательным: в 2013 году общий коэффициент рождаемости в провинции составил 6,9 промилле, смертности – 6,1 промилле, прирост – 0,8 промилле (по КНР в целом – 4,9 промилле). За 2013 год численность населения провинции Хэйлунцзян увеличилась всего примерно на 100 тыс. человек, при этом около 300 тыс. человек составил естественный прирост, а около 200 тыс. человек – миграционный отток. Таким образом, население китайской провинции, граничащей с российским Дальним Востоком, многочисленно (более 38 млн. жителей), но в ближайшие десятилетия будет, скорее всего, сокращаться как из-за миграционного оттока, так и по причине естественной убыли. Поэтому массовые миграции из этой провинции в соседние регионы России маловероятны. Еще менее вероятны миграции на российский Дальний Восток из других районов Китая, которые значительно отличаются от ДВФО природно-климатическими условиями и отраслевой структурой занятости населения. Это же можно сказать и про остальные страны БРИКС – Бразилию, Индию и ЮАР. В 2014 году положительное миграционное сальдо Российской Федерации с ними составило всего 459 человек или 0,17% миграционного сальдо страны[11]. Россия со своими природными и социально-экономическими особенностями не является привлекательной для иммиграции населения этих стран.

Таким образом, проблема сокращения численности населения российского Дальнего Востока в обозримой перспективе не может быть решена за счет миграции из государств дальнего зарубежья, в том числе из многонаселенных стран БРИКС, с которыми у Российской Федерации в последние годы усиливаются политические и социально-экономические связи. При этом ситуация с естественным движением населения на Дальнем Востоке лучше среднероссийской, а отрицательную динамику численности жителей обусловливают преимущественно миграционные процессы. Поэтому для прекращения депопуляции, в условиях которой экономическое развитие дальневосточных регионов будет очень затруднено, необходима разработка специальных программ по предотвращению отъезда местных жителей, прежде всего молодежи, в другие регионы страны и зарубежные страны.



[1] World Population Prospects: The 2015 Revision. - http://www.esa.un.org/unpd/wpp/

[2] Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. – М.: Росстат, 2015. – С. 7-8.

[3] Обращение к Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В.В. Путина // Российская газета. Федеральный выпуск. – М., 2013. - № 6258 (282), 13 декабря.

[4] Концепция Государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. – http://www.fms.gov.ru/upload/iblock/07c/kgmp.pdf

[5] Демография / Под ред. В.Г. Глушковой и Ю.А. Симагина. 7-е изд., переработанное и дополненное. – М.: КНОРУС, 2013. - C. 46.

[6] Пациорковский В.В., Коленникова О.А., Симагин Ю.А. База данных «Муниципальная Россия». // Статистика как средство международных коммуникаций. – СПб.: Нестор-История, 2014. - С. 358-360.

[7] Мищук С.Н. Современные миграционные связи Дальнего Востока России и стран СНГ // Новые векторы миграции на Евразийском пространстве / Серия «Демография. Социология. Экономика». Т. 1. Июнь 2015 г. – М.: Экон-информ, 2015. – С. 121-135.

[8] Симагин Ю.А. Муниципальная реформа: 10 лет спустя // Народонаселение. – М., 2013. - № 4. – С. 87-93.

[9] National Bureau of Statistics of China. – http://www.stats.gov.cnenglish/

[10] Российский демографический ежегодник, 2014. Статистический сборник. – http://www.gks.ru.

[11] Численность и миграция населения в 2014 году. Статистический сборник. – http://www.gks.ru.