119034,г. Москва,ул. Пречистенка,д.10

Тел. +7 (905) 537-88-76

E-mail info@ruspeace.ru , rosmir2012@mail.ru

РЕЗОЛЮЦИЯ «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире»

Категория
Публикации
Дата
2015-11-03

 

РЕЗОЛЮЦИЯ
Первой международной научно-практической конференции «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющемся мире»
                             2-3 ноября 2015 года г. Москва.  Здание Президиума РАН



Участники конференции на основе обсуждения стратегических целей и задач развития и сотрудничества стран БРИКС, а также ключевых проблем в области экономического, инновационно-технологического, научного и культурного развития и сотрудничества стран БРИКС ПРИЗНАЮТ:
1.    В складывающемся глобальном социально-экономическом пространстве взаимодействие и сотрудничество стран БРИКС является важнейшим фактором укрепления их политической независимости, экономической конкурентоспособности, успешности национально-культурного и социально-экономического развития. Развитие взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС имеет очевидную геополитическую значимость. С позитивным развитием этих отношений обоснованно связывается формирование устойчивой, многополярной геополитической модели мира. Складывающиеся общемировые тенденции подтверждают важность и своевременность постановки задачи по формированию нового качества взаимодействия между странами БРИКС на основе объединения усилий, направленных на обеспечение их национальных интересов в изменяющемся мире, на основе скоординированного социально-экономического развития, эффективного экономического, инновационно-технологического, научного и гуманитарного сотрудничества.
2.    Особую значимость взаимодействие и сотрудничество приобретает в условиях перехода стран БРИКС к инновационному развитию. Это определяется тем, что инновационное развитие предполагает формирование новых национальных технологических систем и углубление национальной инновационной компетенции (специализации), что объективно усиливает необходимость во взаимодополняющем взаимодействии между странами. Инновационное развитие для государств – стран БРИКС является экономическим, научно-техническим и социальным императивом. Именно оно является важнейшим фактором обеспечения нового качества социально-экономического развития и конкурентоспособности национальных экономик и государственного управления. Решение указанной задачи требует создания необходимых организационных, экономических и правовых условий, способствующих вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности.
3.    Страны БРИКС имеют реальные предпосылки для достижения существенных результатов в процессах модернизации на основе избранных национальных приоритетов и согласованного социально-экономического развития. К этим предпосылкам относятся сохраняющийся высокий интеллектуальный, научно-технический и образовательный потенциал, высокий уровень обеспеченности природными ресурсами, выгодное геостратегическое положение.
  4. Инновационное развитие стран БРИКС и переход к многополярной  геополитической модели  мира  не могут быт успешными без сохранения культурного многообразия и цивилизационных ценностей, сформированных народами стран этого объединения. Культурное взаимодействие между странами БРИКС также требует поиска новых форм, а также   постоянной поддержки со стороны правящих кругов, что позволит сохранить базовые ценности, как основы  и важнейшего  условия существования и развития народов наших стран.
  5.   Реализация потенциала взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС может быть обеспечена на основе системного подхода и программно-целевого метода. Реализуемые в этих целях программы и проекты должны быть открытыми для участия в них организаций и специалистов других стран. Программно-целевой подход к взаимодействию и сотрудничеству стран БРИКС предполагает:
•    Ориентацию на национальные интересы стран БРИКС, находящих свое выражение в концепциях и стратегиях социально-экономического и научно-технического развития, национальных приоритетных проектах, национальных целевых программах, в содержании двусторонних и многосторонних соглашений и договоров;
•    Ориентацию на приоритеты экономического, инновационно-технологического, научного и гуманитарного сотрудничества стран БРИКС;
•    Ориентацию на разработку и реализацию совместных стратегических проектов стран БРИКС в области инновационно-технологического развития, науки, образования и культуры;
•    Скоординированное использование имеющихся материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов для достижения экономически и социально значимых результатов во взаимодействии и сотрудничестве;
•    Создание прозрачного и эффективно действующего механизма отбора перспективных проектов по сотрудничеству стран БРИКС в области инновационно-технологического развития, науки, образования и культуры;
•    Особое внимание молодежной проблематике и молодежному сотрудничеству.
В общем комплексе программно-целевых мероприятий должны быть предусмотрены:
•    Координация систем научного обеспечения стратегического планирования и управления стран БРИКС;
•    Научно-практические, общественные и культурные мероприятия по поддержке и пропаганде деятельности БРИКС;
•    Научное и научно-информационное обеспечение взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС.
   6.  Первостепенными практическими задачами для развития экономического, инновационно-технологического, научного и гуманитарного сотрудничества между странами БРИКС являются:
- развитие и совершенствование системы финансовых расчетов в национальных валютах;
- развитие и совершенствование логистических и транспортных процедур;
- устранение барьеров и совершенствование процедур внешнеэкономической деятельности в целях ускоренного развития производственной кооперации и научно-технического сотрудничества.
- формирование совместной научной, экспертной и информационной инфраструктуры стран БРИКС для разработки и осуществления совместных стратегических проектов и программ (создание совместного экспертного сообщества, научных структур, систем информационной коммуникации, сетевых структур для интеграции информационных ресурсов научно-исследовательских и информационных центров и академий наук, ведущих университетов стран БРИКС, проблемно-ориентированных и справочно-информационных баз данных коллективного пользования в рамках стран БРИКС);
- разработка программы совместных научных исследований в области стратегического планирования и управления; интеграция и координация исследований по тематическим направлениям, имеющим непосредственное отношение к разработке и реализации приоритетных проектов и программ научного, технологического и культурного сотрудничества стран БРИКС;
- формирование международных межведомственных рабочих экспертных групп по перспективным направлениям взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС (развитие космических исследований в новых областях освоения космоса, фотоника, нанотехнологии, цифровые технологии, биотехнологии, энергетика, образование, межкультурная коммуникация и др.);
- развитие деловой инфраструктуры стран БРИКС для целей осуществления стратегических проектов (создание торгово-промышленной палаты стран БРИКС (ТПП-БРИКС), создание систем координации между подразделениями по обеспечению экономической безопасности бизнес-проектов на территориях стран БРИКС и т.д.);
- продвижение экспертных знаний в средства массовой информации в целях формирования научно обоснованного общественного мнения по наиболее актуальным проблемам деятельности БРИКС;
  7.     Для эффективной реализации имеющихся межгосударственных соглашений о сотрудничестве стран БРИКС необходимо уже сформировавшиеся в рамках сотрудничества стран БРИКС ведомственные вертикальные связи дополнить интенсивными горизонтальными связями между ведущими организациями и экспертами стран БРИКС, занимающимися разработкой и реализацией проектов, имеющих особую значимость для сотрудничества стран БРИКС. По приоритетным направлениям взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС определить национальные головные организации. Организацию конкурсов проектов в конкретных областях возложить на головные национальные организации (например, в области научного и инновационно-технологического сотрудничества – на Российскую академию наук, в области научно-информационного обеспечения на ИНИОН РАН и ВИНИТИ РАН, в области образования – на МГУ, МГИМО, РУДН, МИФИ, МГТУ, МАИ, в области здравоохранения - на Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А. Семашко, в области фотоники – на Лазерную ассоциацию). Предпочтение в конкурсном отборе проектов необходимо отдавать комплексным проектам, соответствующим приоритетам социально-экономического и инновационно-технологического развития и сотрудничества стран БРИКС, обладающим значительными конкурентными преимуществами/или особой социально-экономической значимостью и имеющим интеграционную составляющую.
  8.    Важнейшей стратегической задачей во взаимодействии стран БРИКС является создание единого межгосударственного инновационно-технологического, научного и образовательного пространства, в рамках которого должны быть созданы правовые, организационные, финансовые и иные возможности для реализации экономически и социально значимых проектов, подготовки необходимых для сотрудничества стран БРИКС кадров, для эффективного использования научно-технических разработок и изобретений, независимо от места их происхождения.
Для формирования целостного межгосударственного инновационно-технологического, научного и образовательного пространства стран БРИКС требуется реализация следующих задач:
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях сотрудничества в области инновационно-технологического развития, науки и образования;
- скоординированная разработка и реализация приоритетных программ и проектов в области инновационно-технологического развития, науки  и образования;
- обеспечение интенсивного сетевого взаимодействия ведущих организаций и экспертов.
 9.     Особое внимание в области образования и переподготовки кадров должно быть уделено следующим задачам:
- создание институтов, занимающихся профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов в области взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС, развитие интегрированных научно-образовательных структур;
- развитие материально-технической и методической базы всех видов образования, ориентированного на подготовку специалистов в области взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС;
- разработка и внедрение единых образовательных стандартов, соответствующих международным стандартам и требованиям;
- развитие межвузовского сотрудничества;
- активизация мобильности студентов и преподавателей;
- целенаправленное привлечение и закрепление перспективных молодых ученых и специалистов в различных сферах взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС.
  10.   К основным задачам экспертного сообщества в области взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС можно отнести:
•    разработку теоретических и методологических основ исследования перспектив скоординированного социально-экономического и инновационно-технологического развития стран БРИКС;
•    комплексное информационное обеспечение исследования и решения ключевых проблем скоординированного социально-экономического и инновационно-технологического развития стран БРИКС;
•    подготовку выводов и рекомендаций для лиц, принимающих решения в области экономического, инновационного, технологического и гуманитарного сотрудничества стран БРИКС;
•    подготовку и проведение научных и научно-практических мероприятий по ключевым проблемам взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС;
•    подготовку и издание аналитических и информационных материалов, в том числе и выпусков специнформации, направляемых в органы государственной власти и управления;
•    анализ соответствия и формирование предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы экономического, инновационного, технологического и гуманитарного сотрудничества стран БРИКС;
•    организацию постоянно действующей дискуссионной площадки по актуальным проблемам экономического, инновационно-технологического, научного и гуманитарного сотрудничества стран БРИКС с участием перспективных молодых ученых и специалистов и руководящих работников органов государственной власти, политических лидеров, руководителей наиболее значимых общественных организаций, представителей бизнеса и СМИ;
•    разработку адекватного системно-аналитического инструментария для прогнозирования развития взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС, включая компьютерное моделирование;
•    продвижение экспертных знаний в средства массовой информации в целях формирования научно обоснованного общественного мнения по наиболее актуальным проблемам скоординированного социально-экономического и инновационно-технологического развития стран БРИКС.
          11.         Участники конференции признают необходимым и целесообразным:
-    разработку концепции и программы научного и научно-информационного обеспечения взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС, предусматривающей создание научно-информационного агентства по данной тематике, проведение регулярных рабочих совещаний, научно-практических конференций, круглых столов, семинаров и комплексное научно-информационное обеспечение по актуальным проблемам взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС;
-    разработку комплекса методических, законодательно-правовых, нормативно-технических и организационно-распорядительных документов по проблемам взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС;
-    адаптацию национальных систем подготовки и переподготовки кадров к приоритетным задачам взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС.
-    содействие становлению межгосударственного стратегического партнерства органов государственной власти и управления, бизнес-структур, профильных организаций системы образования и науки, общественных, политических организаций и средств массовой информации, ответственного за решение ключевых проблем взаимодействия и сотрудничества стран БРИКС.
-    активное использование механизма государственно-общественного партнёрства с целью расширения взаимодействия между странами БРИКС в области культуры, как условия успешного развития проекта БРИКС, носящего цивилизационный характер и способного предложить  миру оптимальную модель мироустройства.
           12.   Поручить Оргкомитету конференции довести ее решения до сведения широкой общественности и руководства органов государственной власти и управления, ответственных за взаимодействие и сотрудничество со странами БРИКС.

Член Программного Комитета конференции
Председатель МОД «Российская служба мира»                                                              Шуванов С.А.                                                          

Член Организационного Комитета конференции
Первый заместитель председателя МОД « Российская служба мира»                            Кухтин Г.В.                             

Ответственный секретарь  Оргкомитета конференции
 Заведующий отделом международного сотрудничества ИНИОН  РАН                                                                                                                                    Герасимов В.И.